Опыт эксплуатации цифровой зеркальной камеры Pentax K-m |

Pentax K-m на сегодня является одной из самых дешевых зеркальных камер, доступных для покупки в Украине: его стоимость в комплекте с «китовым» объективом SMC Pentax-DA L 18-55 мм f/3,5-5,6 составляет порядка 500 баксов. При всем этом именовать функциональность камеры «урезанной» либо «недостаточной» просто не поворачивается язык: Pentax K-m может повытрепываться хорошими чертами, огромным количеством опций, огромным (по меркам экономных камер) видоискателем и даже интегрированной системой стабилизации изображения. В процессе двухмесячной эксплуатации я попробовал узнать, как комфортно использовать эту маленькую и недорогую камеру в качестве основного фотографического инструмента. Если любопытно — смело кликайте на ссылку «Прочесть полностью».

Технические свойства

Почему Pentax K-m?

Как я не один раз писал в своём ЖЖ, моей основной камерой прямо до марта 2009 года была древняя хорошая Sony DSC-R1 — единственный в мире фотоаппарат с несменной оптикой и матрицей типоразмера APS-C, что по качеству изображения впритирку приближало её к зеркальным камерам. К огорчению, возраст этой камеры и связанные с этим задачи (также её последняя неторопливость) сподвигнули меня на поиски подмены. Так как Sony DSC-R1 представляла собой очень габаритный кирпич весом более 1 кг, я желал ради контраста испытать чего-нибудть более малеханькое и лёгкое. Беглое исследование рынка показало, что самыми малеханькими и лёгкими зеркальными камерами являются Nikon D60, Pentax K-m и Olympus E-420. Nikon D60я сходу отторг как очень «зарезанный» исходя из убеждений функционала, а Olympus E-420 отпал после знакомства с его видоискателем (более малеханького и неловкого видоискателя я не лицезрел ни на одной цифровой зеркалке). К тому же на стороне Pentax K-m были такие достоинства, как интегрированный стабилизатор изображения, питание от стандартных частей АА и сопоставимость с хоть какой оптикой Pentax начиная с 1975 года. В итоге сначала марта в одном из киевских фотомагазинов я поменял 505 баксов в гривневом эквиваленте на новый Pentax K-m.

Внешний облик, качество сборки, эргономичность

Снаружи Pentax K-m смотрится довольно легко и скучновато (как, вобщем, и большая часть цифровых зеркальных камер). Впереди его несколько воскрешает декоративная полоса «под металл», на фото она смотрится несколько по-дурацки, но в жизни отторжения не вызывает. Качество сборки камеры не просто не плохое, а очень не плохое: под руками ничего не поскрипывает и не болтается, какие-либо щели отсутствуют как класс.

В руке фотоаппарат чувствуется фактически монолитом, в отличие от экономных «зеркалок» неких других компаний (не охото ни на кого демонстрировать пальцем, но заглавие одной из этих компаний начинается на S и завершается на Y). Материалы корпуса также оставляют хорошее воспоминание: пластик смотрится крепким и дорогим, ухват под правую руку покрыт слоем приятной на ощупь резины (другие камеры в этом ценовом спектре обходятся не резиной, а текстурированным пластиком). За два месяца на корпусе не появилось никаких видимых следов эксплуатации, этим чёрные камеры прибыльно отличаются от серебристых.

Кстати, Pentax K-m существует и в белоснежном выполнении. Смотрится белоснежная камера, на мой взор, очень симпатично:

Невзирая на малогабаритные размеры, в моих немаленьких лапах Pentax K-m лежит отлично, а расположенные в ручке батареи служат неплохим противовесом для установленного на камеру объектива. Размещение кнопок позволяет управлять камерой одной рукою. В общем, эргономичность я бы оценил на 4,5 балла из 5 (полбалла снимаю из-за того, что мизинец правой руки всё-таки болтается в воздухе, но это расплата за малогабаритные размеры).

Меню, управление

Если вы когда-нибудь снимали зеркальной камерой (не непременно даже цифровой), то органы управления K-m не вызовут у вас удивления. Как и все современные зеркалки, Pentax K-m оснащён вращающимся селектором режимов (сверху), управляющим колесом (сзади) и целой россыпью разных кнопочек, предназначение которых более чем понятно при взоре на их. Самой необыкновенной из их является кнопка Help, которая позволяет юзеру камеры стремительно выяснить назначение того либо другого режима. К счастью, её можно перепрограммировать в меню.

Это 1-ая (и, надеюсь, не последняя) камера Pentax, в какой употребляется так называемое меню резвого доступа. Смысл его в последующем: вы нажимаете на кнопку OK и получаете доступ ко всем съёмочным характеристикам — режимам автофокуса, экспозамера и стабилизатора изображения, формату файлов, качеству и настройкам JPEG и т.п. Это позволяет фактически никогда не заглядывать в основное меню камеры, лично я там был всего пару раз, в главном — при исходной настройке «под себя». Не считая того, кнопки четырёхпозиционного контроллера в режиме съёмки делают полностью определённые функции: изменение ISO, баланса белоснежного, режимов серийной съёмки и работы вспышки. В целом по удобству и оперативности управления K-m превосходит модель более высочайшего класса — K200D, но, естественно, уступает флагманскому сейчас K20D.

Из увлекательных особенностей камеры необходимо отметить очень грамотную реализацию режима Auto-ISO. Юзер может сам задавать верхний порог чувствительности, при всем этом камера будет «задирать» ISO исключительно в том случае, если выдержка длиннее рекомендованной для текущего фокусного расстояния объектива.

Экран

В зеркальных камерах экран служит практически только для навигации по меню и просмотра отснятого материала. Pentax K-m тут не исключение. Его экран имеет диагональ 2,7 дюйма и разрешение 230 тыщ точек (это намного больше, чем 320х240, но чуток меньше, чем 640х480). Он прячется за толстым слоем защитного пластика, но, к огорчению, лишён антибликового покрытия, так что на солнце им воспользоваться очень трудно, причём независимо от уровня яркости. Также Pentax, в отличие от Sony и Nikon, не предугадывает в собственных камерах особые пазы для установки пластмассового протектора экрана, потому если вы желаете уберечь защитный пластик от царапин — придётся клеить особые плёнки. Из положительных моментов стоит ответить возможность отрегулировать экран не только лишь по яркости, да и по цветам. На мой взор, по дефлоту он немного «желтит», а более верный баланс цветов достигается при настройках M3, B3. Это принципиально, так как камера даёт возможность опции баланса белоснежного не только лишь по белоснежному листу, да и «на глаз», при всем этом точность цветопередачи экрана играет решающую роль.

Питание

Pentax K-m, как я уже упоминал выше, — одна из немногих камер, использующих обыденные пальчиковые элементы питания. К огорчению, камера довольно капризна к их качеству, потому «подкармливать» её абы чем же не получится. Наилучшие результаты достигаются при использовании разовых литиевых батареек Energizer Lithium, которые держат правильное напряжение до победного конца. С ними обычно удаётся сделать порядка 1500-1700 кадров.

С никелево-металлгидридными аккумами дело обстоит ужаснее, бывалые юзеры рекомендуют брать батареи с низким током саморазряда — к примеру, Sanyo Eneloop, Panasonic Infinium, Ansmann Max E. С комплектом аккумов Ansmann Max E мне удалось сделать порядка 720 кадров. По всей видимости, лучшая схема питания смотрится так: батареи с низким саморазрядом стоят в камере, а в кармашке фотосумки на всякий случай лежит запасной набор литиевых батареек. В данном случае можно уверенно гласить, что в самый неподходящий момент вы не окажетесь с вполне разряженной камерой.

Экспозамер и автофокус

Одними из самых проблемных подсистем зеркальных цифровых камер Pentax всегда были экспозамер и автофокус. Сразу спешу порадовать всех поклонников этого бренда: экспозамер в K-m работает довольно надёжно, при достаточном уровне освещения необходимости в экспокоррекции, обычно, не появляется. При слабеньком освещении (обычно, в помещениях при искусственном свете) экспозамер начинает ошибаться в сторону недосвета. При следующей обработке таких фото приходится вводить положительную экспокоррекцию, что приводит к повышению уровня шумов. Чтоб избежать этого, при съёмке в помещении нужно вводить экспокоррекцию от +0.3 до +0.7 EV. C автофокусом дело обстоит труднее. С одной стороны, он стал приметно резвее и более уверенно, чем в том же Pentax K200D, в особенности в потёмках. С другой стороны, точек фокусировки в K-m всего 5 (в отличие от 11 в K200D), причём пользовать не может выбирать точку фокусировки по собственному усмотрению: придётся или мириться с автовыбором (который часто бывает непредсказуем), или наводиться только по центральной точке (благо она более четкая и чувствительная, чем все другие). Я сделал выбор в пользу последнего варианта.

Стабилизатор изображения (Shake Reduction)

В Pentax K-m встроена стабилизация изображения на базе сдвига матрицы — Shake Reduction (SR). Это значит, что хоть какой объектив, который вы поставите на камеру, автоматом становится стабилизированным. Полезность этой функции трудно переоценить. Вот, к примеру, снимок, изготовленный при фокусном расстоянии 55 мм (83 мм в эквиваленте для 35-миллиметровой плёнки) и выдержке 1/13 секунды:

Расширение динамического спектра (режим D-Range 200%)

Pentax K-m имеет режим расширения динамического спектра (D-Range 200%), который врубается нажатием на кнопку экспокоррекции в меню регулировки ISO. В этом режиме поддерживаются значения чувствительности от 200 до 3200 единиц ISO. Работает он последующим образом: камера снимает с недодержкой на одну ступень, чтоб исключить «выбивание» светов, а тени растягиваются при предстоящей внутрикамерной обработке изображения. Эта функция очень полезна при съёмке сюжетов с большенными перепадами яркости, результаты её работы отлично приметны в реальной жизни, причём при съёмке не только лишь в JPEG, да и в RAW:

«Китовый» объектив

Pentax K-m оснащается объективом SMC Pentax-DA L 18-55 mm f/3,5-5,6 AL. Это «стекло» является облегченной и удешевлённой версией объектива, поставляемого в комплекте с Pentax K20D. Упрощение и удешевление состоит в том, что железный байонет был заменён композитным, а с самого объектива пропала шкала расстояний. Не считая того, он лишился очень комфортной системы Quick-Shift Фокус, которая позволяет наводить объектив на резкость вручную без отключения автофокуса. Невзирая на свою ультрабюджетную природу, оптически объектив хорош. В широкоугольном положении он обеспечивает очень высшую резкость фактически по всему кадру, а при закрытии диафрагмы до f/8 качество отображения становится фактически идеальным. Единственное, зачем я не рекомендую использовать этот объектив, так это для съёмки предметов с близкого расстояния. При всем этом очень появляются сферические аберрации — выраженное гало вокруг ярчайших предметов. Хотя я не исключаю, что кому-то этот эффект может показаться даже приятным. 🙂

А вот так смотрится кусок этого изображения в масштабе 100%: направьте внимание на нимбы вокруг ярчайших фрагментов.

Рекомендуемые опции камеры

Лично я обычно снимаю исключительно в RAW, но время от времени JPEG всё-таки бывает нужен. К примеру, снимать в RAW дружественные попойки — совсем безыдейное занятие, так как художественной значимости такие снимки не имеют, а ваших усилий по обработке RAW позже всё равно никто не оценит. Время от времени бывает необходимо срочно слить кому-то необработанные фото, а позже уже в размеренной обстановке заниматься доведением до разума «избранного». Специально для таких случаев я использую последующие опции JPEG:

  • Custom Image: Natural
  • Saturation: 0
  • Hue: 0
  • Contrast: 0
  • Sharpness: Fine Sharpness 0

На мой взор, они обеспечивают самую естественную цветопередачу, неплохую детализацию и отсутствие реликвий. В то же время опции по дефлоту делают картину лишне насыщенной и броской, к тому же очень задранная резкость смотрится, на мой взор, не очень приятно. Не считая того, у камеры есть и другие опции, о которых полезно знать. Они скрываются в разделе Custom Functions. Вот список этих функций и нужных установок:

  • 1. EV Steps: 1/3 EV. Этот параметр задаёт шаг конфигурации экспокоррекции. Шаг в 1/3 EV позволяет «рулить» экспозицией более точно.
  • 2. Sensitivity Steps: as EV steps. Сейчас вы можете изменять чувствительность не целыми ступенями, а по 1/3 — очень комфортно.
  • 3. Meter operating time: 30 sec. Дело в том, что при съёмке с неавтофокусными объективами доказательство фокуса работает только тогда, когда экспозамер активен. Чтоб не держать кнопку спуска всё время полунажатой, установите долгое время активности встроенного в камеру экспонометра.
  • 7. Shadow compensation: Off. Компенсация теней автоматом «вытягивает» тени при съёмке в JPEG, при всем этом увеличивается уровень шумов, а сами фото начинают смотреться достаточно бледно и некотрастно. С другой стороны, контрастность позже всегда можно накрутить в графическом редакторе, а вот потерянные детали в тенях уже не вытащишь.
  • 8. Adjust White Balance: On. Позволяет создавать узкую подстройку баланса белоснежного.
  • 9. AF button function: AE Lock. Превращает кнопку AF в кнопку блокировки экспозиции, полезность которой трудно переоценить.
  • 12. High-ISO noice reduction: Weakest. Включает шумоподавление на больших ISO (по дефлоту оно выключено), но на самом малом уровне. При всем этом обеспечивается неплохой баланс меж шумами и детализацией.
  • 13. e-Dial in Program: Program shift. Позволяет поменять экспопару в авторежиме с помощью управляющего колеса.
  • 19. Using aperture ring: Permitted. Одна из важнейших опций, позволяет использовать с камерой старенькые неавтофокусные объективы без встроенного чипа (резьбовые, также байонетные серий K и M).

Девайсы

Если вы думаете, что с приобретением фактически камеры в комплекте с «китовым» объективом ваши расходы завершатся, то вы очень очень ошибаетесь. Цифровая зеркалка — вещь системная, для получения полной отдачи от неё вам пригодятся бессчетные девайсы. Тут я коротко расскажу о тех малеханьких и не очень «примочках», которые мне кажутся заслуживающими внимания. СумкаСумка в перечне нужного стоит далековато не на самом последнем месте. Вкусы у всех, естественно, различные, но лично я считаю, что небольшую камеру (каков является Pentax K-m) нужно носить в малеханькой и комфортной сумке, а не в большенном и массивном ранце. После недолговременных метаний я приобрёл для себя сумку Crumpler Pretty Boy M — она вправду очень маленькая по размерам, предлагается в увлекательных цветовых сочетаниях, снабжена водонепроницаемой подкладкой и комфортным «растягивающимся» кармашком, в который можно положить светофильтры, запасные батарейки и тому подобные мелочи.

В саму сумку, невзирая на её умеренные габариты, помещается не только лишь сама камера с китовым зумом, да и дополнительный объектив — при условии, что он маленького размера (к примеру, как фирменный «полтинник»). Также комфортно, что при желании открыть сумку и достать камеру можно очень стремительно и одной рукою — в фото, как понятно, быстрота реакции играет не последнюю роль. Pentax Mount Adapter KОчень нужная и при всем этом очень дешевая вещь — переходник для использования резьбовых объективов (с креплением М42) на камерах Pentax. Естественно, при всем этом вы теряете автофокус и матричный экспозамер, зато получаете возможность пополнять свою коллекцию оптики копеечными по стоимости, но оптически потрясающими экспонатами. Я, к примеру, с наслаждением цепляю на K-m объектив «Юпитер-37А» (копия довоенного цейсовского «Зоннара» 135/3,5) — им отлично снимать всякие цветы, портреты прекрасных дам и остальные приятные вещи. Русские «полтинники» (к примеру, разные «Гелиосы» и «Зенитары») обычно продаются на барахолках по стоимости от 50 до 250 гривен, но с ними велика возможность напороться на нехороший экземпляр. Сам Pentax, который в те времена именовался ещё Asahi Optical Co., когда-то делал хорошую М42-оптику под торговой маркой Takumar, она также заслуживает самого пристального внимания.

Сам переходник встречается в нескольких вариантах от различных производителей, я интенсивно агитирую получать фирменный — стоит он порядка 30 баксов, изготовлен из высококачественной стали с соблюдением всех размеров и норм. Китайские переходники нередко изготовлены из отвратительного металла, выпадают из байонета камеры и теряют возможность фокусировки на бесконечность — одним словом, ну их в топку. Увеличитель видоискателя Pentax O-ME53Ещё один очень нужный девайс ценою в районе 40 баксов. Надевается на видоискатель и зрительно наращивает линейные размеры изображения на 18%, так что наводка на резкость с неавтофокусными объективами становится еще более приятным занятием. Для сопоставления — Pentax K-m с насадкой O-ME53 обеспечивает более сильное повышение изображения в видоискателе, чем в два раза более дорогой Pentax K20D.

В отличие от увеличивающих насадок других производителей, пентаксовская имеет стеклянную оптику с фирменным мультислойным просветлением SMC и обеспечивает достаточный вынос окулярной точки, что должны по достоинству оценить все очкарики вроде меня. Вещичка так хороша, что юзеры других систем приобретают её заместо «родных» наглазников и перепиливают под свои камеры. Одним словом — рекомендую. ОбъективыФактически, зеркальные камеры обычно приобретаются ради способности снимать сменной оптикой. Линейка объективов Pentax не может похвастать таковой широтой, как Canon либо Nikon, но прибыльно отличается по этому показателю от систем Sony и Olympus. Важный фактор — стоимость объективов, в Украине «стёкла» Pentax стоят обычно дешевле, чем аналоги других компаний. Лично я рекомендую направить внимание на фирменный «полтинник» (имеет лучшую светосилу 1,4 и на цифровых камерах более-менее подходит для потртетов), а в качестве «штатника» можно использовать или SMC Pentax-DA 35/2,8 Macro, или SMC Pentax-DA 40/2,8 Limited. Хотя мне в этом спектре больше всего симпатичен SMC Pentax-FA 35/2 AL — очень малогабаритный объектив, резкий и контрастный даже на на сто процентов открытой диафрагме. На фото ниже изображён его клон — самсунговский Schneider-Kreuznach D-Xenogon 35/2, который от оригинала не отличается ничем, не считая наименования. В набор поставки этого объектива заходит бленда и очень приятный мягенький чехол с застёжкой-липучкой.

Очень хороши и зумы Pentax, в особенности из «звёздоносной» серии DA*, но стоимость на их, прямо скажем, кусается. Если же вы не отыскали в пентаксовской линейке оптики объективов по вкусу, всегда можно направить взгляд на продукты третьих компаний — таких как Sigma и Tamron. СветофильтрыВ цифровой фото, на мой взор, полезность большей части светофильтров непонятна, так как подобных эффектов можно достигнуть с помощью Photoshop’а. Но наименьшая часть фильтров не утратила собственной полезности, к ним относятся защитные фильтры (защищают оптику от разных проблем типа царапин и отпечатков пальцев), поляризационные (позволяют получать на пейзажных снимках прекрасное тёмно-синее небо и вообщем убирать «излишний» свет) и нейтрально-градиентные (уменьшают перепад яркостей в сюжете, «втискивая» его в динамический спектр камеры). К наименее полезным относятся нейтрально-плотные фильтры, они понадобятся в этом случае, если вы желаете получить более долгосрочную выдержку либо более открытую диафрагму, чем позволяют условия съёмки. Обычно неплохи фильтры B+W, Hoya/Kenko, Rodenstock. А вот «ноунейм» брать не рекомендую, так как при использовании безродных фильтров на фото позже будете с удивлением обнаруживать всякие странности, вроде засветок и переотражений источников света.

Примеры фото

Больше фото, изготовленных Pentax K-m, включая полноразмерные файлы, вы можете отыскать в моей галерее на Torba.com.

В сухом остатке

В сухом остатке мы имеем, наверняка, наилучшую экономную зеркальную камеру на сегодня. Естественно, Pentax K-m не может повытрепываться такими новомодными функциями, как LiveView либо запись видео, но многим ли это нужно? Что еще более принципиально, так это продуманность его как фотографического инструмента. Хорошая эргономичность, комфортное меню, огромное количество опций, возможность фактически беспроблемной работы с неавтофокусной оптикой — всё это делает Pentax K-m одним из наилучших на сегодня экономных решений. Очевидно, без минусов дело не обошлось. Систему автофокуса в Pentax K-m для чего-то оскопили по полной программке, лишив обладателей камеры способности выбора фокусировочных точек. С другой стороны, скорость и точность работы автофокуса при всем этом приметно повысились. Отсутствие антибликового покрытия монитора и упоров для установки на него жёсткого пластмассового протектора тоже навряд ли можно именовать превосходной задумкой. Но это всё мелочи, которые не могут попортить сильного положительного воспоминания от неплохой вещи. Так что по итогам двухмесячного «общения» с камерой я на сто процентов доволен своим выбором и могу смело советовать Pentax K-m тем, кто нуждается в малогабаритной, лёгкой и дешевый «зеркалке».

Направьте внимание и на другие наши обзоры цифровых фотоаппаратов, там есть из чего избрать.

Добавить комментарий